Философский словарь Результаты поиска: 1 - 10 из 3 для «познания». (0.0342 секунд) 


1.

ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  философская дисциплина, целью к-рой является применение идей, методов и аппарата совр. логики к научному познанию. Л. н. п. изучает логическую структуру научных теорий, их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.), устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает вопрос о непротиворечивости и полноте теорий, о способах формирования и проверки научных гипотез, анализирует логические аспекты таких методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация и т. п. Л. н. п., в отличие от неопозитивистской логики науки, не ставит перед собой в качестве единственной и осн. задачи построение логико-математических моделей изучаемых объектов на основе их полной /формализации./ В Л. н. п. логика рассматривается как необходимое. но недостаточное условие анализа всякого содержания. В рамках марксистско-ленинской науки Л. н. п. разрабатывается с позиций диалектики как общей методологии научного познания.

2.

ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

  вовле ченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, к-рые в данных исторических условиях подлежат познанию. П. п. не тождествен объекту. Последний есть фрагмент мира самого по себе, тогда как первый есть фрагмент мира для нас. Один и тот же объект может быть П. п. различных дисциплин: напр., человек изучается социологией, биологией, медициной, биохимией и т. д. С гносеологической т. зр. противопоставление П. п. и объекта относительно. В той мере, в какой объект дан субъекту через призму практики и познания, он является П. п. В свою очередь, развитие /практики/ и /познания/ влечет расширение П. п., актуализирует для субъекта новые измерения объекта. С формированием . науки выделяется и П. научного исследования.

3.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

  или гносеология,— раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Т. п. исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая Т. п. с неизбежностью исходит из определенного понимания отношения человека к миру, характера его “вписанности” в мир. Хотя Т. п. выступает как относительно самостоятельная часть философии, теоретико-познавательные представления всегда связаны с др. философскими представлениями — о природе бытия, этическими и эстетическими взглядами. В частности, даже те направления Т. п., к-рые сводят к ней всю философию и отказывают в праве на существование к.-л. /онтологии,/ неявно исходят из определенных взглядов на природу бытия. Материалистическая диалектика, к-рая есть наука “об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого . мышления...” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 21. С. 302) выступает как философское учение о познании, как логика и теория познания марксизма; законы и категории материалистической диалектики, являясь отражением всеобщих закономерностей развития объективного мира, оказываются тем самым всеобщими формами познающего мышления. Поэтому Т. п. марксизма в отличие от прежней гносеологии является не только учением о специфических закономерностях познания, а выступает как итог, сумма, вывод истории познания мира (Ленин). Это означает, что в марксистско-ле-нинской философии специфически гносеологическая проблематика отношения сознания и материи, идеального и материального, критериев достоверности знания, соотношения чувственного и логического, отражения и т. д. исследуется на основе метода материалистической диалектики и в неразрывной связи с учением исторического материализма, к-рое позволяет раскрыть сущность познавательного отношения человека к миру, исходя из анализа его предметно-практической преобразовательной деятельности. История Т. п., по существу, начинается с постановки вопроса о том, что такое знание (диалог “Теэтет” /Платона), /хотя сам термин “Т. п.” появляется значительно позже. В истории философии проблематика Т. п. всегда играла существенную роль и иногда даже занимала центральное место. Для ряда направлении буржуазной философии характерно сведение философии к Т. п. (кантианство, махизм). Бурное развитие специально-научных методов исследования познания /(математическая логика, семиотика,/ теория информации, /психология/ и т. д.), с т. зр. нек-рых позитивистов и позитивистски мыслящих ученых, ведет к ликвидации Т. п. как философской науки. Диалектический материализм же считает, что развитие специально-научных методов исследования не может в принципе снять философскую проблематику Т. п. Наоборот, оно стимулирует ее, ставя перед Т. п. новые проблемы (напр., исследование принципиальных возможностей автоматизации интеллектуального труда) и выявляя в классических проблемах новые аспекты (напр., отношение содержания и формы мышления в связи с развитием методов логической формализации). Диалектико-материа-листическая Т. п. в своем развитии использует данные совр. специальных наук о познании, выступая в качестве их философско-методологической основы.

< 1 >